Метод Н. Н. Брюханенко
Н.Н. Брюханенко ставит своею целью получение возможно большего количества центробежного меда путем предупреждения роения и поощрения матки класть яйца.
Улей. (VI). Самым удобным для этого он признает улей Рута с рамкой Лангстрота, число которых может быть доведено до 39.
Эти ульи имеют двойное дно и стены, причем наружные стены возвышаются и закрывают собою половину первой надставки (второго этажа). Верхние и боковые подушки дают пчелам необходимую весеннюю теплоту, в два летка — один внизу, другой на высоте середины 1-го магазина — доставляют летом достаточную вентиляцию.
122
Метод. Такой большой объем улья, в связи с нижеописанными приемами, употребляемыми Н. Н. Брюханенко, дает возможность получить огромную армию рабочих пчел и тем удержать ее от роения. Обычное на пасеках ослабление семей он предупреждает осеннею подкормкою на черву, а перезимовавшую, с большим количеством молодых пчел, семью спасает от необходимости вылетать в холодные весенние дни, давая им нужную для выработки молочка воду в самих ульях. Кло-статор для запирания пчел не применяется. Если прибавим, что запас меда в улье не бывает менее 10—12 фунтов, что применяется весенняя спекулятивная подкормка, что матка всегда имеет вощины для откладывания яиц и что, наконец, вощины для червления даются исключительно новые, особенно, по убеждению Н. Н. Брюханенко, любимые маткою, то мы перечислили те условия, которые создают и сохраняют силу семейств, и нам остается перейти к тем работам, которые выполняет Н. Н. Брюханенко в течение сезона, чтобы наилучше использовать перечисленные условия.
1-я РАБОТА производится тотчас после выставки пчел и состоит в подметании дна у немного приподнятого улья. После этого посредством взвешивания определяют, не нуждается тот или иной улей безотлагательно в подкормке.
2-я РАБОТА. Она представляет собою первую весеннюю ревизию и производится после пятидневного по крайней мере вылетания пчел в поле, когда установится тепло и можно будет без вреда разрушить прополисовую заклейку над рамками (1г). Последние прикрыты досточками, сверх которых лежат клеенка и подушка. Под досточками, над рамками, имеется проход в 8 мм высоты. Все это снимается, не покрытые пчелой рамки отбираются совсем, а старые вощины, если они еще не зачервлены, заменяются молодою сушью. При этом вторично проверяется количество медовых запасов (должно быть не менее 10—12 ф.) и общее благополучие улья. Окончив осмотр, за заставную доску помещают подушку и утепляют по-зимнему улей сверху.
С этого времени (1д) начинается дача пчелам воды, которая выливается в особый желобок, выступающий из наружной стенки улья; влитая в него вода попадает в плоскую, вделанную в дно поилку, глубиною в 4 мм и поверхностью в 100 кв. дюймов. Чем сильнее идет червление, тем больше пчелы употребляют воды. Ее приходится давать и утром, и вечером, доводя дневную порцию иногда до двух стаканов. (См. дополнительные сведения). Рядом с этим идет расширение гнезда добавкою свежих вощин.
3-я РАБОТА производится в начале мая, когда гнездовое отделение заключает в себя все 13 рамок. Теперь вынимают рамок 5 с запечатанной червой и сидящими на ней пчелами.
123
Освободившееся место заполняют рамками со свежими сотами или двумя рамками, сплошь навощенными искусственной вощиной. Матка, таким образом, получила простор для червления, а пчелы — возможность применить при отстройке искусственной вощины выделяемый ими воск. Вынутые рамки с печатной червой помещаются в надставку над серединою гнезда, причем магазин от гнезда отделяется ганемановской решеткой, рамки отгораживаются от оставшегося пустого места досками и все снова повторяется.
4-я РАБОТА составляет повторение предыдущей: снова несколько рамок с запечатанной червой и пчелой переставляются из гнезда в магазин, а места их заполняются рамками с свежеотстроенной вощиной и двумя рамками с искусственной вощиной. Подушки с боков рамок магазина и поверх их продолжают согревать улей, но для лучшей вентиляции открывается и верхний леток, что же касается нижнего, то с весны он был уменьшен, но, по мере увеличения теплоты в воздухе и увеличения силы, постепенно увеличивался и теперь раскрыт
вовсю.'
5-я РАБОТА. Если рамки гнезда и магазина окажутся переполненными пчелой, то немедленно между бывшим магазином и гнездом вставляется новый магазин, для которого годятся и потемневшие старые соты. Пчелы переносят в mix мед из гнезда, освобождая ячейки для принятия яичек.
6-я РАБОТА. (Шв). В начале июня Н.Н. Брюханенко делает обратную перестановку рамок. Все рамки, найденные в магазине с червою, готовою выйти, он переставляет к матке, отбирая у нее свежезаложешгую черву и яички. Несмотря на весь простор для червления, у Н. Н. Брюханенко все-таки некоторые ульи закладывают маточники. В первый раз он их уничтожает, но если на четвертый день маточники заложены снова, то он матку с четырьмя рамками переставляет в особый запасной улей, прибавив к ней и с других рамок.
Основной улей, взамен отнятых рамок, получает сушь, причем последняя ставигся вперемежку с рамками с червой, и из оставленного одного маточника в свое время выходит и оплодотворяется молодая матка; ее улей впоследствии упраздняется, а сама она идет на замену плохой матки или подсаживается к безматку.
7-я РАБОТА. (Vr). Упразднение ульев, от которых старые матки взяты и перемещены в запасные ульи, производится двумя приемами: сначала отбирают нелетную пчелу, для этого, подкурив улей снизу, снимают его магазин, переполненный пчелой, и подносят к улью с запасной маткой. Здесь на
1 Эти работы (3-я и 4-я) несколько схожи с методами Симминса и Чайкина. Бесспорно, повторная отборка червы отчасти преследует ту же цель, что и в вышеупомянутых методах.
124
прилетную дощечку стряхивают всех пчел. Так как при старой матке в запасном улье останутся пчелы только нелетные, а летные вернутся к своей молодой матке, то семья последней ослабеет только немного. Окончательное ослабление производится обменом мест улья с молодой маткой с ульем с запасной старой маткой. Обрызганные сиропом с прибавкою мели-совых капель пчелы несмотря на прекратившгшся последний взяток не дерутся. Семья со старой маткой обращается в старую семью, а с маткой молодою — в запасную. Само собой понятно, что, приступая к добавке пчел, нужно к запасной матке добавить 4—5 рамок с вощиной. Далее приводятся в порядок с помощью молодых маток те ульи, в которых матки устарели, или их совсем не имеется.
8-я РАБОТА. (Va). В свое время Н. Н. Брюханенко приступает к всеобщей спекулятивной осенней подкормке ', а затем, когда червы для получения молодой на зиму пчелы будет заложено достаточно (Vb), начинается подкормка для увеличения зимних запасов, и пасека устраивается для зимовки.
Итак, с весны подчистка, пополнение запасов, отобрание непокрытых пчелой рамок, замена старой суши молодой. Далее расширение гнезда, ежедневное поение и, наконец, два раза повторенная перестановка по пяти рамок с червою в магазин, причем магазин отделяется ганемановской решеткой, гнездо получает сушь и искусственную вощину. Далее дача непосредственно на гнездо второго магазина со старой вощиной, а затем передача печатной червы матке, а непечатной в магазины. В случае повторной закладки маточников, матку с четырьмя рамками пересаживают в запасной улей, а когда в зимовавшем улье выведется матка, этот улей с сеголетней маткой обращают в нуклеус, причем запасной сначала получает нелетную пчелу, а затем обменивается местами с зимовавшими. В конце сезона идет подкормка сначала на черву, а затем для пополнения запасов.
Дополнительные сведения. Здесь не включены в число работ продолжающиеся в течение всего лета заботы о совершенном устранении трутней в тех ульях, которые не отличаются особенной продуктивностью. Этим ослабляется позыв к роению, а равно обеспечивается оплодотворение маток трутнями исключительно из лучших семейств.
Не включен (1Уж) сюда и отбор меда, который производится сейчас же после хорошего взятка без всякого обращения внимания, сидел ли он или нет. Из центрифуги его выливают в плоскую посуду и, накрыв сеткой, предоставляют солнцу
1 Относительно достоинств этой подкормки упоминается ниже в методе Хенда.
125
выпарить из него лишнюю воду. При этом же происходит и рассортировка меда по удельному весу. Спустившийся на низ густой мед идет в продажу, средний возвращается пчелам (Vb) при подкормке на зиму, а верхний жидкий мед перерабатывается в медовые напитки.
Отмечу (Пб), что Брюханенко заранее определяет наступление взятков несколько иначе, чем это делают по развитию растений Весельский или Прейс. Брюханенко записывает ежедневно полуденную температуру, начиная со дня вскрытия местной реки. Сумма этих температур до цветения известного растения ежегодно бывает приблизительно одинаковая.
К этой группе методов можно причислить и те, которые применяются к неразборным ульям: к дуплянкам и в особенности к колодам, и известны под именем медоподрезно-го хозяйства. Но здесь я на них останавливаться не буду, т. к. предпочитаю все относящееся к неулучшенным простым бездонкам и колодам объединить в одну главу, к которой и отсылаю интересующихся этими ульями.
По поводу воды, выпиваемой пчелами у Брюханенко. Мы знаем (1д), что Марковский наливал воду большими порциями в соты, Прейс — в корытце, приделанное вверху второй рамки от летка, причем у последнего в течение шести недель весною расходовалось воды 40 стаканов на улей. Читая эти большие цифры, я вспоминаю опыт с муравьями.
Чтобы убедиться, насколько муравьи способны рассуждать, в муравейнике поставили блюдечко с водой, а в середине устроили островок и на нем поместили несколько муравьиных куколок. Муравьи, желая спасти их, наносили полное блюдечко песку и посуху унесли куколок. Этим доказывалась сообразительность муравьев. Но при повторных опытах выяснилось, что муравьи обладают природным инстинктом засыпать всякую лужу в муравейнике (а также и блюдечко с водой) и что островок с яичками тут ни при чем.
Не обладают ли таким же инстинктом и пчелы, вынося воду и сырость — своего злейшего врага — из устроенных в гнезде заботливым человеком водоемов при помощи своих зобиков наружу.
Мне вспоминается признание одного немецкого пчеловода, давшего небольшой безмедной семье большую порцию очень жидкого сиропа. Он вскоре заметил сильный напад на эту семью, и в уверенности, что пчела, начавшая воровать, никогда не возвратится к честному труду, начал придушивать на прилетной доске каждую воровку с раздутым от сиропа брюшком. В конце концов образовалась порядочная кучка мертвых пчел, и воровство прекратилось. Но когда улей был раскрыт, в нем оказалась матка и горсточка пчел. Очевидно,
126
остальные члены семьи лежали под ульем, погибая в момент выноски из него водянистого сиропа.
Из отсыревшего зимою улья часто вылетают пчелы с раздутыми брюшками, и исследования показали, что их зобики наполнены водой. Это случается и при зимовке на дворе, когда пчелы жертвуют собою, желая осушить родное гнездо.
Интересно отметить и то, что в начале весны в ульях Прей-са, когда гнездо еще не достигло до поилки, воды расходуется мало, когда же черва приблизилась к поилке, —воды не успеваешь наливать. Наблюдатель отмечает, что расход воды увеличивается вдруг, между тем как черва увеличивается постепенно, вместе с возможностью доставать воду и вне улья, благодаря увеличивающейся теплоте в воздухе.
Это один из тысячи вопросов без ответа, рассеянных в нашей литературе и ждущих опытной пасеки, а пока думаю, что если и следует поить пчел в улье, то или на веранде (клостато-ре) или подальше от червы. При холодной погоде пчел напоит гигроскопичность меда (конечно, если он засахарился), а при теплоте они безнаказанно могут удаляться из теплого гнезда.
|