Способ Вас. Сребрянского
Сребрянский предлагает улучшить возвращение роев, практикуемое М. А. Дерновым.
(Ше, Шв). По его мнению, рой, впущенный обратно в тот самый улей, из которого он вышел, чувствует себя неудовлетворенным в своем инстинктивном желании отделиться от старой семьи и образовать на другом месте новую семью, что составляет основную задачу всякого роения-размножения пчелиного рода, поэтому он сделал следующие изменения в методе М. А. Дернова.
После того как рой-первак собран, он держится в ройнице до наступления вечера, а пока выбирается на пасеке семья, отпустившая первак в тот же день, или 2—4 дня тому назад, у которой молодая матка еще не вывелась. У нее отбирают всю черву, даже и ту, которая случайно оказалась бы в магазине, и заменяют ее рамками с искусственной вощиной, с сушью и пустыми. Черву передают слабым семьям. Оставшиеся в улье пчелы, полные сироты, конечно, тоскуют по матке и черве и вечером к ним можно будет пустить рой без всякой боязни за судьбу матки. Рой в этом новом, без червы, помещении считает себя вполне удовлетворенным в своих желаниях строиться и заражает своей энергией пчел-хозяек. В. Сребрянский утверждает, что он никогда не видал такой энергичной работы, как после применения этого приема. С червой, в тех случаях, когда слабых ульев более нет, он поступает тоже иначе, чем М.А. Дернов. Вместо помещения червы в пустые ульи, которые ставятся под налет, Сребрянский ставит ее в магазины тех семей, которые уже покончили с роением и успокоились, всецело отдавшись работе.
Работая с ульями Дадана, в которых надставочные ящики по высоте соответствуют только полурамкам, таких ящиков ставят два, один на другой, и получается магазин, могущий принять в себя и гнездовые рамки. Этот улей, таким образом, очутится в обстановке, которую мы встречаем далее у Юшкова: огромная сила, вследствие прибавки пчелы, выгогодив-шейся из прибавленной червы, и все возрастающее количество свободных ячеек для складывания меда.
Этот прием дал в 1910 году Сребрянскому от пасеки в 43 улья 7 новых семейств и 50 пуд, меда, что владелец по отношению к своей местности признал блестящей аттестацией своего метода.
М. А. Дернов допускает, что в некоторых местностях, насильственное возвращение роя на старика действительно может вызвать апатию у пчел или выход роя вторично, но на собственной пасеке в течение многих лет он этого не замечал. В его примечании к статье Сребрянского имеется ценное
117
указание на то, что вовсе нет необходимости найти семью отроившуюся, но не имеющую еще молодой матки, тем более, что такой семьи на небольшой пасеке может в данное время и не оказаться. Он полагает, что к приему роя можно подготовить любую семью, отняв у нее матку и всю черву за несколько часов до посадки вечером роя.
Прием Сребрянского был встречен русскими пчеловодами, в особенности поборниками роевой свободы, весьма сочувственно, а вскоре некоторые принялись и за дальнейшее
улучшение его.
К таким улучшениям, или только изменениям, приемов М. А. Дернова и В. Сребрянского можно отнести и следующий.
Ф. Коряков, например, предлагает возвращать вышедшие рои материнским ульям, но делать это так, чтобы пчелы роя были удовлетворены в своем желании переменить местожительство и само жилище (Ше, Шв). Поэтому г. Коряков, собравши рой в особую ройницу, ставит эту ройницу сейчас или часа два спустя, на место материнского улья; этот последний, предварительно подкурив, чтобы пчелы во время переноски не беспокоились, относит на новое место, по возможности чем-либо отмеченное (напр., кустом, деревом) и прикрывает дощечкой леток. (Роль дощечки известна: выходящие из летка пчелы, смущенные присутствием доски, не бросаются в поле, а, рея в воздухе, осматривают чуждый им предмет и невольно замечают новое место улья). Часть летных пчел, находящихся в перенесенном улье, так и останется в нем, а другая часть, вместе с теми, которые находились во время роения в поле, соберется у своего прежнего места и присоединится к рою, сидящему в ройнице, причем то настроение, которое свойственно роевым пчелам, охватит и присоединившихся. Рой увеличивается при этом на 1/2 фунта от налетевших пчел.
Через несколько часов в материнском улье останутся по преимуществу мирные нелетные пчелы, покрывающие соты с червой сравнительно редко. Теперь, почти не прибегая к дыму, можно разобрать этот улей, уничтожить все маточники и составить рамки так, чтобы рой, когда он будет возвращен в улей, не мог бы догадаться, что он попал в свой собственный улей. Преобразование улья состоит в том, что рамки с червой ставят по краям, а рамки с медом и сушью, стоявшие раньше по бокам, теперь помещаются в середину против летка, а если в улье просторно, то добавляют в середину против летка рамку с начатками или искусственной вощиной. В этот материнский переустроенный улей и сажается рой с собравшимися к нему летными пчелами, причем матка остается на свободе. Дощечка еще некоторое время (1—2 дня остается у улья; он больше не роится, но с энергией роя начинает работать на
118
мед. Если возвращенный рой очень силен, имеет матку, то даже в тех случаях, когда маточники в материнском улье не были уничтожены пасечником, — пчелы сами принимаются за уничтожение их, стараясь скорее привести свои семейные дела в обычный трудовой порядок. Все-таки г. Коряков советует не полениться и удалить маточники.
Он делал опыты с возвратом роя в материнский улей, перенесенный на новое место, но не измененный, и выяснилось, что некоторая часть пчел слетает с материнского улья, долго вьется у прежнего пустого места, и, наконец, разлетается по соседним ульям, что, конечно, не составляет большого горя, т.к. сопутствующий обыкновенно роению взяток делает соседние ульи гостеприимными.
Роевня Корякова. Выше я упомянул (VIII), что рои собираются г. Коряковым в особые ройницы, т. к. если бы применить обыкновенные, то после постановки их с пчелами на место материнского рой мог бы слететь и приходилось бы при этом его караулить или время от времени спрыскивать водой. Ройница, следовательно, должна быть устроена так: а) чтобы пчелы в ней не задыхались; б) не могли бы из нее улететь и в) к рою могли бы присоединиться и летные пчелы. После некоторых опытов г. Коряков остановился на ящиках из фанеры с задвижной крышкой (служивших для укупорки чая). В ящиках прорезываются два больших отверстия, которые забиваются проволочной сеткой (не окрашенной или окрашенной в белый цвет) с наружной стороны; в сетки вставляются круглые или двойные удалители Портера; на стенке с сеткой, обращенной к лету пчел, вверху, где клубом уселся рой, и внизу, где был леток улья, помещается еще по одному удалителю, окрашенному в черный цвет; этот цвет заставляет пчел принять удали-тель за отверстие. Было бы лучше, если бы эти два последние удалители не принадлежали к типу Портера, а были бы простыми пластинчатыми удалителями, в них пчелы проходят гораздо легче. В такую ройницу рой собирается так: выдвигают крышку и, нагнув привой над ящиком, стряхивают в середину его рой; затем крышка задвигается, но так, чтобы осталось отверстие вершка в два; в это отверстие входят не попавшие сразу в ройницу пчелы, для чего ройница должна быть поставлена или привешена на некоторое время поближе к тому месту, где рой осел. Когда все пчелы соберутся, крышка задвигается окончательно, и запертый рой относят на место материнского улья.
Лично добавлю, что при нужде, вероятно, любой ящик или улей, с сделанным у летка включателем, поставленный на место материнского так, чтобы был на прежнем месте леток, может заменить ройницу Корякова. Может быть, можно будет обойтись даже и обыкновенной ройницей, если у матки
119
обрезано крыло, и она при выходе роя сажается в клеточку (см. способ Рута при свободном роении).
Далее г. Евдокимов применял прием В. Сребрянского i (Ше, Шв), используя для этого втораки с молодыми матками. Впущенные вечером в отроившиеся чужие для них семьи, они наутро становились хозяевами положения, и роевая горячка сразу заменялась усиленной трудовой энергией.
Не дурен и способ, не раз испытанный моим сыном. Когда рой собран в ройницу (или он сам собрался в ройницу к положенной в нее пешей матке в клеточке), ее ставят на место отроившегося улья, отсунув последний на полшага вправо. Вынимая из этого улья рамку за рамкой, пчелу стряхивают перед ройницей, уничтожают маточники и рамку ставят обратно в улей. Работа идет быстро, и вскоре все пчелосемьи, как бывшие в поле, так и оставшиеся в улье, присоединяются к рою и приобретают роевых пчел. Через некоторое время улей с голой червой ставится обратно на свое .место и перед его летком высыпается огромный рой из ройницы. Результатом бывает энергичная работа пчел, полная роевой энергии и отсутствие всяких попыток к дальнейшему роению. Этот способ есть упрощенный вариант метода г. Корякова.
Итак, улучшения в способах возвращения роя будут заключаться в следующем.
По Сребршскому. рой вечером сажается в другой, недавно отроившийся или безматочный улей, у которого отнята вся черва. Последняя ставится в магазины семей, закончивших
роение.
По Евдокимову, поступают также с втораками.
По Корякову. материнский улей относится на новое место, леток заменяется дощечкой, через три часа середина гнезда заполняется сушью и начатками; маточники уничтожаются. Рой, как только собран в особую ройницу, помещается на место, которое было занято материнским ульем, и к нему присоединяется пчела из материнского улья. Вечером рой впускается в материнский улей, находящийся на новом месте.
В Боярке. (Шв). В ройницу, в которую собран рой, иногда немедленно стряхивают всех пчел, оставшихся на рамках материнского улья, причем ушгчтожаются и маточники. Роевые пчелы передают свое настроение и роевую энергию добавленным пчелам, и вся семья пускается обратно в свой улей.
Отмечу, что возвращение роя материнскому улью не вполне возмещает убыток, вызванный роением, так как предшествующее ему роевое настроение уменьшает кладку яиц и сдерживает работу пчел.
Примечания, к улью Дадана. Я позволю себе еще раз вернуться к самому улью (VI) Дадана-Блата, как наиболее у нас распространенному. На лесистом севере пчелиные семьи
120
«.
достигают большего развития и там, по отзывам, ульем Дадана были более довольны, чем на степном юге, где ветры и дальние полеты губят массу пчел.
|