Предлагаю кран для погрузки–разгрузки ульев, фляг с медом, различного инвентаря (рис. 1, 2). Он располагается в кузове автомобиля между четвертым и пятым рядом ульев и занимает очень мало места.
Несущую трубу в вертикальном положении удерживают верхние и нижние штанги регулируемой длины. При транспортировке кран не выступает за габариты, разрешенные Правилами дорожного движения. Стрелу можно повернуть на 360° и достать до любой точки кузова. Грузоподъемный механизм — полиспаст заводского изготовления, рассчитанный на массу до 200 кг — состоит из подвижных и неподвижных блоков. Верхний прикрепил к грузовой тележке, которая перемещается внутри стрелы. Тележку сделал, соединив двумя стальными полосами два стальных прута и насадив на их концы ролики. В полосах просверлил два отверстия для подвешивания полиспаста.
Стрелу длиной 2900 мм смастерил из двух металлических уголков (50х50 мм). Ее основание болтом (O 16 мм) прикрепил к уголкам в нижней части оголовка.
Конструкцию поворотного устройства (рис. 3) сделал очень жесткой, поэтому разрушение или деформация ему не грозят. Верхний 4 (Oвнутр 90 мм) и нижний 8 (Oнаруж 80 мм) подшипники соединил стальным стержнем 5 (O 40 мм), усиленным трубой 6. Внутреннюю обойму нижнего подшипника зафиксировал гайкой 11 на нижнем конце стержня. К наружной обойме верхнего подшипника и трубе, усиливающей стержень, приварил небольшую площадку 3 с отверстием для стержня в центре и уголками 2 (50х50х300 мм) для крепления стрелы. Над этой площадкой выступает оголовок 1 (O 90 мм) длиной 800 мм. На его верхнем конце установил выравнивающий ролик. Уши 15 для крепления верхних штанг приварил к основной трубе 14 (O 90 мм) длиной 600 мм и внутренней обойме верхнего подшипника. Чтобы зафиксировать нижний подшипник в основной трубе, приварил к ней изнутри обойму 7 от такого же подшипника.
Несущую трубу 12 (O 90 мм) длиной 1400 мм прикрепил болтом к кузову автомобиля. К ее верхней части приварил уши 10 для крепления трех нижних штанг, а в месте соединения с основной трубой смонтировал шарнир 13 переломного устройства. Основания верхних и нижних штанг соединил болтами (O 10 мм) с тремя уголками, прикрепленными к кузову. (Если продлить эти уголки до основной трубы и приварить к ней, отпадает необходимость в регулировке нижних штанг.)
Транспортные опорные стойки из металлических уголков прикрепил к бортам кузова двумя болтами каждую.
Стропы изготовил из стального троса (O 6 мм). Петли сплел при помощи двух настольных тисков, пассатижей и отвертки. Острые концы обмотал изолентой.
Шарики подшипников, трущиеся места роликов оголовка и грузовой тележки, а также резьбовые соединения болтов слегка смазываю смазкой «Литол-24». Солидол для этого не подходит, так как на солнце детали нагреваются, и он может вытечь. (При передвижении по проселочным дорогам подшипники защищаю от пыли полиэтиленовой пленкой.)
Переводя кран в рабочее положение, стрелу приподнимаю чуть выше горизонтальной линии. Выравниваю натяжение короткого и длинного концов стального троса (O 8 мм), удерживающего стрелу и пропущенного через находящийся в верхней части оголовка ролик. После этого с помощью болта и дугообразного куска арматуры прижимаю к ролику трос, короткий конец которого закреплен на стреле регулировочным винтом. Чтобы увеличить высоту подъема груза, поднимаю стрелу под углом 45°.
Перед транспортировкой снимаю транспортную тележку вместе с полиспастом. Затем расстопориваю выравнивающий ролик, приподнимаю стрелу руками и вынимаю палец, крепящий к ней длинный конец троса. Аккуратно опускаю конец стрелы на переднюю транспортную стойку, ослабляю натяжение длинных штанг, отворачиваю верхние болты их крепления и болты в месте перелома основной трубы. Штанги завожу внутрь кузова, а поворотное устройство с оголовком аккуратно укладываю на заднюю транспортную стойку. Стрелу и оголовок привязываю к транспортным стойкам, а длинные штанги — к стреле.
Могу в одиночку за 10 мин перевести кран из рабочего положения в транспортное и обратно.
Пчел содержу в ульях, состоящих из трех десятирамочных корпусов с фальцами. Использую рамки (435х300 мм) с постоянными разделителями. Каждый улей оснащен разделительной решеткой, деревянной рамой с металлической сеткой (1х1 мм) для присоединения отводков, а также удалителем пчел «Квебек» (ж-л «Пчеловодство» №4, 2001). В кузов машины ГАЗ-66 в один ярус входит двадцать таких ульев.
К перевозке готовлюсь вечером: убираю утепление и холстики, части ульев соединяю скрепами. Корпуса с отводками ставлю на ульи основных семей летками в ту же сторону, что и они.
Летки закрываю рано утром перед погрузкой, поднимаю прилетные доски. Как только забрезжит рассвет, начинаю погрузку. Заканчиваю к 9 ч утра. Во время перевозки и кочевки матка находится в нижнем корпусе под разделительной решеткой. Случаев запаривания пчел не было. К 15 ч заканчиваю разгрузку на точке, а вечером, бывает, контрольный улей уже показывает привес 3 кг. После разгрузки раскладываю холстики и дня три-четыре не беспокою пчел. (За это время семья может залить нектаром два корпуса.) Затем проверяю яйцекладку матками. Если где-то нет матки, убираю сетчатые рамы и переношу открытый расплод в нижний корпус, добавляю рамки с вощиной и больше на кочевке семью не осматриваю.
По окончании медосбора самые полномедные рамки вместе с пчелами переношу в верхние корпуса и ставлю удалители. С кочевки семьи перевожу в двух корпусах, медовые корпуса отдельно.
Кран заменяет мне бригаду грузчиков, экономит средства и драгоценное летнее время.