Loading

Медоносная база


Медоносы


Сезонные работы


Календарь пчеловода


Методы пчеловождения


Уроки старого пчеловода


Самоучитель пчеловодства


Практическое пчеловодство


Содержание сильных семей


Cодержание пчел в Сибири


Уход за пчёлами в Сибири


Сибирскому пчеловоду


Многокорпусный улей


Советы пчеловоду


Пчелиный рой


Пчеловодство


В чудесном мире пчёл


500 вопросов и ответов


Получение высоких медосборов


Пчеловодство в Томской области



Журналы по пчеловодству


Биология пчелиной семьи


Разведение и содержание


Болезни и вредители


Медоносы и опыление


Страница пчеловода-любителя


Родственники медоносных пчёл


Инвентарь и оборудование


Продукты пчеловодства


Пчёлы в медицине


Это интересно


За рубежом


Разное


...Ё ...  



 


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Охрана географического происхождения меда
в Евросоюзе и России

(№ 7, 2010)


Ключевые слова:
географическое происхождение меда, особые свойства меда, идентификация меда по географическому происхождению, контроль заявленной спецификации, оппонентская процедура.

Аннотация:
дана сравнительная оценка практике охраны географического происхождения меда в ЕС и России.

Summary:
a comparative evaluation of the practice of the geographical origin of honey to the EU and Russia.

Keywords:
geographical origin of honey, the special properties of honey, the identification of honey by geographic origin, claimed control of the specification, the opponent process.


Предполагалось, что предоставление права на наименование места происхождения товара в России будет способствовать сокращению оборота фальсифицированной продукции и предупреждению обмана потребителей. Однако несовершенное законодательство и подзаконные акты, принципиально отличающиеся от аналогичных законодательных актов ЕС, оставляют достаточно лазеек для фальсификации меда со стороны обладателя такого права.

Охрана географического происхождения меда продиктована необходимостью воспрепятствовать возможной фальсификации продукта, выделяющегося особыми свойствами из ряда аналогичных. Мед отличается от других продуктов прежде всего наличием огромного числа производителей-пчеловодов. Интересно рассмотреть, как учитываются их интересы при охране географического происхождения меда в ЕС и России.

В ЕС различают два вида охраняемых географических понятий. Географическое обозначение происхождения (Protected designation of origin — PDO) подразумевает название региона, используемое для наименования продукта, производимого только в этом регионе. Причем качественные характеристики продукта должны быть обусловлены исключительно или существенным образом специфической окружающей средой географического региона с присущими ему природными и людскими факторами. Получать, обрабатывать и приготовлять продукт необходимо в указанном регионе. Охраняемое географическое указание (Protected geographical indication — PGI) в основном базируется на признанной репутации данного продукта. Он позволяет, чтобы только один из процессов получения, обработки или приготовления продукта осуществлялся в названном регионе.

Право на наименование места происхождения товара в России регулируется Гражданским кодексом (ГК) РФ и применяется в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе его отчуждением или предоставлением другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

В ГК РФ нет указания на то, где и кем должны осуществляться различные стадии обработки продукта. Например, если мед был собран обладателем исключительного права на наименование места происхождения, то должен ли он разливать продукт в потребительскую тару в означенном регионе или можно продать мед в транспортной таре, а покупатель произведет розлив? Но если покупатель является третьим лицом, то он не имеет права использовать защищенное наименование места происхождения. Таким образом, в отличие от правил ЕС в ГК РФ не дано четкое определение защищаемого продукта.

По состоянию на 10 февраля 2010 г. в ЕС зарегистрированы 15 охраняемых географических обозначений происхождения меда (PDO) и 4 охраняемых географических указания (PGI). В Португалии зарегистрировано 9 PDO, во Франции и Испании — по 2, в Италии и Люксембурге — по 1 PDO; во Франции — 2 PGI , в Испании и Польше — по 1. В России выдано только одно свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара — Государственному учреждению Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии на продукт «Башкирский мед».

Поскольку ГК РФ, определяющему право на использование наименования места происхождения товара, больше соответствует PDO, рассмотрим именно эту категорию. В ЕС на право пользования наименованием места происхождения может претендовать только группа производителей, работающих с одним продуктом. Под группой понимается какая-либо ассоциация производителей независимо от юридической формы. Все прочие заинтересованные стороны имеют право быть участниками группы. Физическое или отдельное юридическое лицо может рассматриваться в качестве заявителя, если оно — единственный производитель в рассматриваемом регионе.

В нашей стране наименование места происхождения товара могут зарегистрировать один или несколько граждан либо юридические лица. Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Здесь прослеживается принципиальное различие в подходе к установлению правообладателя. В ЕС — это коллективное право, его получают все производители данного региона, в России — это право того, кто подал заявку. Согласно ГК РФ каждый производитель данного региона может стать правообладателем. О том, как российское законодательство допускает дискриминацию простых пчеловодов, мы уже писали (см. ж-л «Пчеловодство» №4, 2010).

Для детализации требований к продукту, претендующему на PDO, был принят Регламент Комиссии Совета ЕС, согласно которому продукт должен удовлетворять следующим требованиям: происходить из данного региона; качество или характерные особенности его должны быть исключительно либо в значительной мере связаны с окружающей средой указанного региона, естественными природными условиями и человеческим фактором; получать, обрабатывать и приготовлять его следует в этом географическом регионе.

В заявке на наименование места происхождения товара в нашей стране необходимо указать место происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют либо могут определять его особые свойства, а также описать их. К заявке надо приложить заключение уполномоченного Правительством Российской Федерации органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для названного объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Согласно Регламенту Комиссии Совета ЕС определяемый географический регион по своим особенностям должен значительно отличаться от близлежащих. Продукт, изготовляемый в нем, по свойствам должен также существенно отличаться от продукта из соседних регионов. Обязательно наличие ответственного органа, проверяющего соответствие продукта заявленной спецификации с указанием его обязанностей. В спецификации описывают особые свойства продукта.

Как часть экспертизы заявки предусматривается, что государство — член ЕС инициирует национальную оппонентскую процедуру, гарантируя достаточные публикации и предоставляя разумный период времени, в течение которого заинтересованные физические или юридические лица, проживающие либо расположенные в указанном регионе, могут подать возражения к заявке. Государство — член ЕС обязано гарантировать следующее: его положительное решение публично освещено и любое заинтересованное физическое или юридическое лицо имеет возможность подать апелляцию; спецификация продукта, на основании которой вынесено положительное решение, опубликована и к ней обеспечен электронный доступ; каждый производитель, получивший регистрацию PDO, находится под постоянным официальным контролем. Только при выполнении перечисленных требований Комиссия Совета ЕС принимает документы к рассмотрению. Также она публикует наименование и адрес ответственного органа, проверяющего соответствие продукта заявленной спецификации, и периодически обновляет эту информацию.

В России экспертизу заявки на наименование места происхождения товара проводит федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Она включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения). В ходе выполнения последней проверяют обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации наименования места происхождения товара, предоставлении исключительного права на такое наименование, внесенные в Государственный реестр наименований, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Государственный реестр наименований.

В ГК РФ ничего не говорится об обязательном отличии определяемого географического региона от близлежащих и об обязательном существенном отличии производимого продукта от аналогичных, производимых в соседних регионах. Однако это крайне важно для определения границ региона. Не устанавливается и орган, ответственный за проверку соответствия продукта заявленной спецификации, с указанием его обязанностей. Как правило, в ЕС таким органом является научное учреждение, располагающее современной лабораторией. У нас же, как это было в случае с башкирским медом, заключение дало Министерство сельского хозяйства РФ.

В нашей стране совершенно отсутствует оппонентская процедура. Нет никакой гласности при подаче и рассмотрении заявки, другие заинтересованные лица ничего о ней не знают и не могут участвовать в обсуждении. Публикация информации предусмотрена только после оформления свидетельства, причем описание особых свойств продукта, содержащееся в заявке, не оглашается нигде, тогда как в ЕС информированию об особых его свойствах уделяют особое внимание.

В ЕС действует двухстадийная система рассмотрения заявки в отличие от одностадийной в России. Сначала ее обсуждают в государстве — члене ЕС, затем в Комиссии Совета ЕС. Уже после первой стадии рассмотрения обеспечивается возможность подачи апелляции.

В России это осуществимо только после оформления свидетельства.

До выхода на рынок в ЕС продукт на соответствие спецификации проверяют ответственный орган, указанный в решении комиссии, и орган сертификации. Наименование ответственного органа указывается на этикетке. Он должен иметь возможность определять: 1) поставщика, количество и происхождение всех партий продукта; 2) получателя, количество и место назначения поставляемого продукта; 3) соотношение между каждой партией по пунктам 1 и 2. В спецификации продукта для получения PDO должны присутствовать: а) детальное описание географического региона, включая природные и человеческие факторы, существенные для рассматриваемого вопроса; б) детальное описание качественных показателей и характеристик продукта, обусловленных исключительно или в значительной мере географическим положением региона; в) описание причинной связи между пунктами a и б.

В отличие от нашей страны, где ГК РФ не предусмотрен ни постоянный, ни случайный контроль соответствия особых свойств продукта заявленным критериям, в ЕС действует строжайшая система постоянного контроля его соответствия заявленной спецификации. В России обладатель свидетельства может беспрепятственно закупать и продавать любой мед под охраняемым наименованием.

В странах ЕС обязательно проверяют качество каждой партии меда на соответствие спецификации, количество приобретенной и произведенной продукции, прослеживают весь ее путь вплоть до розничной сети. Таким образом, производитель получает не только права, но и несет огромную ответственность за свою продукцию. Комиссия Совета ЕС может прекратить действие PDO, если продукт не удовлетворяет требованиям, указанным в спецификации, и подобная ситуация не является исключением.

В России также предусмотрено прекращение действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара в случае утраты им особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований. Но это лишь декларация. Если нет контролирующего органа, то определить утрату особых свойств невозможно.

Теперь мы подошли к самому главному расхождению в практике охраны географического происхождения меда — определению его особых свойств или спецификации, как принято обозначать их в ЕС. Главное требование спецификации продукта — определение методов, применяемых производителем для подтверждения происхождения продукта. Другими словами, контролирующий орган должен с высокой точностью суметь идентифицировать мед, происходящий из данного региона. Общепризнано, что некоторые физико-химические показатели могут быть использованы для определения ботанического происхождения меда, но они бесполезны для установления географического происхождения. В мировой практике для идентификации меда по географическому происхождению определяют спектр пыльцы, почти всегда указывая доминирующий вид. Например, «Мед из Терра Куэнте имеет пыльцевой состав, характерный для данного региона с преобладанием лаванды» или «Мед из Алентежо представляет собой монофлорные меды из розмарина, эвкалипта, апельсинового дерева, подсолнечника вида Helianthus ciliaris, а также полифлорные меды». Если этого недостаточно, то устанавливают элементный состав, содержание изотопов углерода и азота. Результаты обрабатывают с помощью специальных компьютерных программ, позволяющих выявить доминирующие отличительные признаки, повторяющиеся в течение нескольких лет.

В нашей стране в единственно возможном для сравнения случае исключительного права на наименование места происхождения меда его нельзя идентифицировать, используя описание особых свойств продукта (см. ж-л «Пчеловодство» №4, 2010). Значит, имеется возможность для фальсификации, то есть выпуска закупаемого меда, а не произведенного обладателем свидетельства.

Следующий принципиальный вопрос — определение границ региона, в котором производят мед с охраняемым географическим происхождением. У нас исключительное право на наименование места происхождения распространяется на всю Республику Башкортостан. Ее площадь составляет 142 947 км2. Площадь Португалии, где зарегистрировано 9 PDO, — 92 391 км2, то есть почти в 1,5 раза меньше Республики Башкортостан. Охраняемые наименования регионов в Португалии охватывают 65 муниципальных районов, а всего их в этой стране 308. Таким образом, только пятая часть территории Португалии, а это около 18 480 км2, попадает под PDO. В среднем один регион с PDO равен 2053 км2. Теперь сравним 142 947 и 2053 км2 (разница в 69,6 раза). Без сомнения, на площади немногим более 2 тыс. км2 легко определить видовой состав медоносов и по спектру пыльцы идентифицировать географическое происхождение меда, что совершенно невозможно для огромной территории Башкирии. В ЕС, наверное, самый большой защищенный регион — французский остров Корсика (8722 км2) с уникальной эфироносной растительностью. Право на PDO получили 76 корсиканских пчеловодов, подавших совместную заявку и собравших в 2008 г. всего 265 т меда.

Подводя итоги, необходимо отметить следующие недостатки системы исключительного права на наименование места происхождения меда в Российской Федерации: неконкретные требования к заявке в части описания особых свойств продукта; отсутствие современной доказательной научной базы для декларируемых особых свойств; абсолютная закрытость процесса рассмотрения заявки и невозможность оппонентской процедуры; игнорирование интересов пчеловодов, не имеющих возможность самостоятельно подать и продвигать заявку; отсутствие контроля соответствия выпускаемого защищенного продукта его особым свойствам и конкретных требований (показателей) по обязательной идентификации продукта по географическому происхождению, принятых в мировой практике; возникновение монопольного права на территории данного региона; наличие возможностей для введения покупателей в заблуждение.


Е.Ю.БАЛАШОВА, А.С.ФАРАМАЗЯН

ООО «Аналитический центр Апис»


Литература:
1. COUNCIL REGULATION (EC) N 510/2006 of 20 March 2006 on the protection of geographical indications and designations of origin for agricultural products and foodstuffs.
2. COMMISSION REGULATION (EC) N 1898/2006 of 14 December 2006 laying down detailed rules of implementation of Council Regulation (EC) N 510/2006 on the protection of geographical indications and designations of origin for agricultural products and foodstuffs.
3. Decret Du 30 Janvier 1998 Relatif А L’appellation D’Origine Controlee «Miel De Corse — Mele Di Corsica» Nor: Ecoc9700226d, 3 Fevrier 1998, Journal Officiel De La Republique Francaise, 1707.
4. Mejean J., Picard P., Ruello M. An innovative example of involvement in structuring the honey market in France. Congres International De L’Apiculture. – Montpellier septembre 2009.
5. Kropf U., Bertoncelj J., Korosec M., Neсemer M., Kump P., Ogrinc N., Golob T. Geographical Origin Of Slovenian Multifloral And Forest Honey. APIACTA 44 (2009).
6. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке свидетельств Российской Федерации. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2008 г. № 328.
7. Гражданский кодекс РФ, часть четвертая, раздел 7.

http://www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a2010/n7010_42.htm


 
       
на сайте на Народ.Ру на Яндексе


 

Главная    Пасека    Статьи    Форум    Soft Free    Сайты    Фото    Видео    Новости    Контакты            Powered by «Мини-Сайт»

Hosted by uCoz