Loading

Медоносная база


Медоносы


Сезонные работы


Календарь пчеловода


Методы пчеловождения


Уроки старого пчеловода


Самоучитель пчеловодства


Практическое пчеловодство


Содержание сильных семей


Cодержание пчел в Сибири


Уход за пчёлами в Сибири


Сибирскому пчеловоду


Многокорпусный улей


Советы пчеловоду


Пчелиный рой


Пчеловодство


В чудесном мире пчёл


500 вопросов и ответов


Получение высоких медосборов


Пчеловодство в Томской области



Журналы по пчеловодству


Биология пчелиной семьи


Разведение и содержание


Болезни и вредители


Медоносы и опыление


Страница пчеловода-любителя


Родственники медоносных пчёл


Инвентарь и оборудование


Продукты пчеловодства


Пчёлы в медицине


Это интересно


За рубежом


Разное


...Ё ...  



 


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

О пчеловодстве в Священном Писании

Пожалуй, нет такой сферы человеческой деятельности таких общепринятых законодательных установок и правил морали, таких представителей нашей флоры и фауны, которые были бы обойдены вниманием Священного Писания. Так в Ветхом Завете довольно много рассказано о пчелах и пчеловодстве.

Необычайное трудолюбие пчел, их высокая «общественная организованность», деловитость, чистоплотность, умение отражать нападения стали расхожим примером, образцом для подражания.

В Книге Притчей мудрейший царь Соломон обращается к сыну с такими словами:
«Ешь, сын мой, мед, потому, что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей». (24:13-14.)
«Нашел ты мед? Ешь сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его». (25:16.)
«Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна, хотя силой она слаба, но мудростью почтена». (6:8.)

В библейские времена Палестина славилась высоко развитым животноводством и пчеловодством. Не случайно в Ветхом Завете ее называют страной, «где реки текут молоком и медом». Устами Самого Господа сказано:
«Я... иду избавить его (народ Израиля — Т.К.) от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». (Исх. 3:8.)

Из Книги пророков мы узнаем, что продукты пчеловодства экспортировались из Палестины через города Тир и Сидон в страны Присредиземноморья. Обращаясь непосредственно к городу Тиру, Пророк говорит:
«Иудеи и земля Израилева торговали с тобой; за товар платили пшеницею Миннифскою, и сластями, и медом, и деревянными маслами, и бальзамами». (Иез. 27:17.)

Еврейское Пасхальное Сказание утверждает, что сладость меда — это лишь одна шестидесятая сладости божественной пищи — манны небесной. Однако все равно и в Библии и в светских писаниях мед остается эталоном сладости как в прямом, так и в переносном смысле. Выражение «уста, источающие мед» стало крылатым. Так, в уже упоминавшейся Книге Притчей Соломоновых читаем:
«Приятная речь — сотовый мед: сладка для души и полезна для костей». (16:24.)
«...Мед источают уста чужой жены... но последствия от нее горьки, как полынь». (5:3-4.)

Целебные свойства меда, в частности для улучшения зрения, были хорошо известны в те далекие времена:
«Йонафан... протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим. И просветлели глаза его... И сказал Йонафан: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил того меду». (1 Цар. 14:27-29.)

Ценность воска представлялась древним весьма сомнительной, о чем свидетельствует поговорка: «Твой внук будет торговать воском, а тебе-то и горя мало».

«Первинки» меда, так же как и любой живности или урожая, полагалось приносить в Святилище Храма, однако в противоположность остальным употребление меда в жертвоприношениях запрещалось:
«... и несли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина и масла, и меду и всяких произведений полевых». (Пар. 31:5.)
«...ни квасного, ни меду не должны вы сожи-гать в жертву Господу». (Лев. 2:11.)

Удивляет, сколь пристально было внимание Священного Писания к взаимоотношениям пчеловода и общества, к его (пчеловода) правам и обязанностям. Например, ради безопасности сограждан разрешалось держать пчел на определенном расстоянии от городов. Существовало также установление, что если рой сядет на соседское дерево, он остается собственностью прежнего хозяина, поэтому он, чтобы снять рой, имеет право срезать ветку, на которой сидит рой, без разрешения владельца, однако потом должен заплатить вознаграждение.

В Священном Писании говорится также и о диких пчелах, которые селились в лесах, среди скал и даже в мертвых тушах диких животных в пустыне. Вот несколько цитат.

«Так Господь один водил его (народ израильский, блуждающий по пустыне во время исхода из Египта - Т.К.)... и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы». (Втор. 32:12-13.)
«И вошел весь народ в лес, говоря: вот течет мед». (1 Цар. 14:25-26.)
«Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы». (Пс. 80:17.)

Особенно интересна для нас библейская история о Самсоне, описанная в Книге Судей Израилевых. Богатырь Самсон, намереваясь жениться на девушке-филистимлянке, отправился в Фимнафу, и вот: «...молодой лев, рыкая, идет навстречу ему. И нашел на него Дух Господень и он растерзал льва, как козленка... Спустя несколько дней опять пошел он, чтобы взять ее (девушку в жены — Т.К.) и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои, и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, они ели». (Суд. 14:5-6.)

Позднее, во время брачного пира, Самсон загадывает «брачным друзьям» загадку: «Из ядущего вышло ядомое и из сильного вышло сладкое». (Суд. 14:12.) Он не предполагает, что «друзья» смогут ее разгадать. Однако невеста хитростью выведала у Самсона ответ про льва и пчел и сообщила его «брачным друзьям». Самсон рассвирепел и пир закончился крупной потасовкой.

Схватка Самсона со львом запечатлена в художественных произведениях. Одно из самых знаменитых находится в Петродворце, завершая внизу каскад фонтанов; огромная, позолоченная статуя Самсона, разрывающего пасть льва, создана русским скульптором М.И.Козловским в 1800-1802 гг.

В заключение отметим, что умение пчел нападать и защищаться отражено в Библии и приобрело символический смысл:
«...И выступили против вас Аммореи ... и преследовали вас так, как делают пчелы...» (Втор. 1:49.) «Окружили меня как пчелы...» (Пс. 117:12.)

На Руси издревле занимались пчеловодством - бортничеством. Еще в языческие времена это был всеми уважаемый промысел и дважды в году отмечали «пчелиные праздники»: весной, когда начинался весенне-летний сезон, и осенью — после завершения работ на пасеке. Оба эти праздника сохранились и после принятия христианства. Теперь это дни святых соловецких угодников Зосимы — 17 апреля, и Савватия — 10 октября. Осенний праздник так и называется — Савватий-пчельник. В этот день в прошлом пчеловоды заставляли детей младше двенадцати лет молиться св. Савватию, веруя, что пчелиный промысел требует от человека добрых помыслов, нравственной чистоты и праведного перед Богом образа жизни. Именно малые, еще безгрешные дети обладают этими моральными качествами.

Поверье сохранилось, пчеловод может и должен быть человеком добродетельным и спокойным. Только у такого пчелы хорошо приживаются и наполняют соты своим чудесным даром.

Т.Д.КУПЕРВЕЙС

г. Москва

http://www.beekeeping.orc.ru/Arhiv/a1999/n699_54.htm


 
       
на сайте на Народ.Ру на Яндексе


 

Главная    Пасека    Статьи    Форум    Soft Free    Сайты    Фото    Видео    Новости    Контакты            Powered by «Мини-Сайт»

Hosted by uCoz