Loading

Медоносная база


Медоносы


Сезонные работы


Календарь пчеловода


Методы пчеловождения


Уроки старого пчеловода


Самоучитель пчеловодства


Практическое пчеловодство


Содержание сильных семей


Cодержание пчел в Сибири


Уход за пчёлами в Сибири


Сибирскому пчеловоду


Многокорпусный улей


Советы пчеловоду


Пчелиный рой


Пчеловодство


В чудесном мире пчёл


500 вопросов и ответов


Получение высоких медосборов


Пчеловодство в Томской области



Журналы по пчеловодству


Биология пчелиной семьи


Разведение и содержание


Болезни и вредители


Медоносы и опыление


Страница пчеловода-любителя


Родственники медоносных пчёл


Инвентарь и оборудование


Продукты пчеловодства


Пчёлы в медицине


Это интересно


За рубежом


Разное


...Ё ...  



 


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА В ПЧЕЛОВОДСТВЕ

       Производство потомства делает родоначальница семьи – матка. По результатам работы ее потомства, оценивается продуктивность пчелосемьи, и ее хозяйственно-полезные свойства. В селекционной работе используется передача наследственности и приобретаемая изменчивость. Наследственностью передаются  внешние признаки и индивидуальные внутривидовые  особенности маток и трутней. Путем отбора можно закрепить в последующих поколениях лучшие качества родителей. Под воздействием окружающей среды у пчел возникает изменчивость.

           Оказавшись в хороших условиях, лучшие показатели может иметь семья не с лучшими наследственными признаками. А семья с лучшими наследственными признаками, при неблагоприятных условиях, может иметь низкие показатели. Оценку передаваемого по наследству качества. можно считать достоверным, только при содержании семей в одинаковых условиях.

        В селекционной работе приняты определения: генотип – совокупность наследственных признаков и индивидуальных внутривидовых особенностей родителей; и фенотип – совокупность признаков, приобретенных изменчивостью под воздействием внешних факторов. Внешние факторы, это среда обитания, климатические условия, питание личинок при их воспитании, и питание взрослых особей. Генотип и фенотип матки определяют качество передаваемых потомству признаков. Приобретенная маткой изменчивость проявляется в ее весе, количестве яйцевых трубочек, от числа которых зависит ее плодовитость. От качества питания матки при яйцекладке, зависит вес откладываемых яичек, что для рабочих пчел является фактором, улучшающим их фенотип. Фенотип рабочих пчел проявляется в изменении их веса и размера, функционировании желез, строении внутренних органов и внешних биологических приспособлений. Племенная работа ведется по двум направлениям – селекция маток, и выращивание пчел с хорошими фенотипными признаками.

        Матка откладывает два типа яиц. Из неоплодотворенных яиц развиваются мужские особи – трутни. . Можно утверждать, что в неоплодотворенном яичке заложена генетическая программа развития одного вида мужских особей. Из оплодотворенных яиц развиваются два вида женских особей – матки и рабочие пчелы. Женские особи развиваются  из одинаковых яиц, но различаются по размеру, по внешнему строению, по строению и функционированию внутренних органов. Единицей наследственной информации является ген. Снесенное маткой яйцо, является звеном, передающим генетический код. Можно предположить, что в генетическом коде заложены различные программы развития организма, в зависимости от внешних факторов, (качества и длительности питания личинки). При рождении личинки ген контролирует синтез «строительных материалов» из питательных веществ для формирования  определенных признаков организма. Носителями генетической программы являются гены в отложенном маткой яйце, а материалы для выполнения программы, формирования матки или рабочей пчелы, поставляются рабочими пчелами. Можно предположить, что у рабочих пчел генетически запрограммировано, какой корм в каком количестве, какой продолжительностью, поставляется в пчелиную ячейку или в маточную мисочку. Гены формируют признаки организма исходя из наличия исходных «строительных материалов» (питательных веществ). Есть разработки научных сотрудников, которые поставку рабочими пчелами питательных веществ, определяют как зависимость построения организма от воспитания. Не феромоны, содержащиеся в корме, а качество и количество корма определяют по какой генетической программе будет построен организм. Контролирует развитие любого организма генетическая программа, и при развитии женских особей действует программа обеспеченная соответствующим «строительным материалом».  Часто рабочих пчел называют недоразвитыми самками. Более верное определение – измененный фенотип самки. Женская особь формируется в матку или рабочую пчелу, благодаря приобретенной изменчивости. В начальный период развития вида медоносных пчел, все женские особи были способны к воспроизводству потомства. Под воздействием обильного питания у части женских особей стали более развиты яичники. Такие женские особи, благодаря приобретенной изменчивости, стали родоначальницами пчелиных семей – матками. При недостаточном питании личинок, у части пчел деградировались органы размножения, они потеряли способность к спариванию, стали выполнять функции рабочих пчел. Биологические приспособления внешнего строения тела стали более совершенными. Внутренние органы стали более специализированными (выделение воска, маточного молочка, ферментов). Изменчивость в строении внешних и внутренних органов женских особей, приобретенная в зависимости от питания и ухода в личиночный период, рабочие пчелы не могут  передать следующим поколениям, т. к. рабочие пчелы не производят потомства. Фенотип матки передается молодым маткам, приобретенная изменчивость матки (вес матки, органы размножения и др.) не передаются рабочим пчелам, функциональная деятельность у них различная. Более сотни лет ведутся споры, как из одинаковых яиц развиваются  различные женские особи пчел.

        В довоенное время и в пятидесятые годы усилилась борьба идеологий. Материалистическая идеология утверждала зависимость развития от воспитания. Генетика считалась антинаучной идеалистической теорией. Борьба идей затронула  практическое животноводство и растениеводство. Многие ученые пострадали. Поощрялись работы подтверждающие материалистическую идеологию  В 1955г А.Г.Губин и И.А.Халихман ставили опыты с пчелами, доказывающими зависимость развития от воспитания. В 1985г С.А.Поплавко опубликовал обоснования зависимости развития пчел от воспитания. В своих выводах он утверждал, что пчелы-кормилицы насыщают маточное молочко набором различных феромонов и химических соединений молекул, которые способны включать необходимые поведенческие программы пчелам. Что новому поколению программа их поведения передается с пищей. В современных изданиях  этой теме тоже уделяется внимание. ( В книге «Азбука пчеловодства» В.И.Головнева,  в книге «Настольная книга пчеловода» С.Б.Бондаревой. По их утверждению, полезные признаки передаются с молочком пчел-кормилиц). Бондарева приписывает кормам породообразующее влияние.
      Такие утверждения являются отголосками идеологической борьбы.  Упускается фактический процесс кормления личинок и матки пчелами-кормилицами. При яйцекладке матку окружает свита из пчел-кормилиц. При передвижении матки по соту, состав пчел свиты постоянно меняется на новых пчел-кормилиц, оказавшихся на пути движения матки. До встречи с маткой такие молодые пчелы занимались кормлением личинок рабочих пчел. Членами свиты они стают случайно. Маточных личинок и личинок рабочих пчел также кормят те пчелы-кормилицы, на пути которых встретилась личинка матки или рабочей пчелы. Маточное молочко железами пчелы-кормилицы уже было выработано до встречи с личинкой маточной  или рабочей пчелы, т.е. одинакового по качеству, но личинок рабочих пчел маточным молочком кормят только три дня (потом кормят медоперговой кашицей) а маточных личинок весь период развития.  Несомненно, качество физического развития зависит от питания. Но без диктата генетического кода, невозможно с одинаковых яиц вырастить две пчелиные женские особи, с разным строением тела, с разной степенью развития  желез, разной функциональной деятельностью. Такими спорами отечественной генетической науке нанесен большой вред, она в своем развитии отстала на десятки лет. От создания оптимального теплового, влажностного и газового режима в зоне воспитания личинок, и от различия в кормлении маточных и пчелиных личинок, от длительности кормления, зависит различие выращиваемых особей. Нет научного обоснования времени и фактора включающего генетический код. Выяснение этого спора оставим ученым генетикам. Для практического пчеловодства важно, что в приобретении маткой и рабочими пчелами высоких качеств, существует взаимозависимость. При хорошем питании качественными, натуральными кормами, сильная семья обеспечивает качественное кормление и комфортные условия воспитания личинок рабочих пчел и маточных личинок. Воспитанием личинок занимаются ульевые пчелы, в возрасте до 18-и дней. От качества их питания, особенно от обильного белкового питания, зависит развитие и интенсивность  работы желез, вырабатывающих личиночный корм. От качества питания маточных личинок и комфортных условий воспитания, зависит вес матки и количество яйцевых трубочек (ее плодовитость). Качественное питание матки в активный период, может обеспечить только сильная семья. Только при качественном питании, матка откладывает  более крупные яички в количестве, обеспечивающим сбалансированный возрастной состав семьи. В зависимости от количества заложенных в яичко питательных веществ, они бывают длиною от 1,6 до 1,8мм. С более крупных яиц рождаются более жизнестойкие личинки и при хорошем кормлении личинок семья пополняется пчелами с улучшенными признаками. Работоспособность, устойчивость против заболеваний, зависит от комплекса внешних и внутренних факторов. При селекционной работе, задача пчеловода – изучить роль каждого фактора, научиться использовать знания в управлении жизнью пчел.

      Селекционная работа ведется по двум направлениям – путем индивидуального отбора семей с лучшими хозяйственными качествами, с проверкой их качества по потомству. Такой вид  селекции на любительской пасеке невозможен, но пчеловод должен знать его основы. Индивидуальная селекция начинается с выявления семей с наиболее ценными показателями. Маток таких семей называют рекордистками. Но не все рекордистки могут передать свои ценные качества потомству. Отбираются семьи с матками, передающими свои ценные качества потомству, таких маток называют улучшательницами.

        Вероятность передачи качественных признаков потомству возрастает при соблюдении следующих условий:

1. От семей с матками, дочерьми рекордисток, выделяются продуктивные семьи.

2. Учитываются показатели, достигнутые семьями с такими матками и ее предками.

3. Отбираются семьи, с высокими показателями на протяжении нескольких лет.

      Для достоверности полученных результатов, работа проводится  с 50-75-ю семьями. Такая работа проводится учеными – селекционерами.

       Второе направление в селекционной работе – массовый отбор. Пчеловоды-любители поднимают продуктивность пчелосемей, соблюдая следующие правила:

1. Создаются пчелам хорошие условия содержания и качественного питания.

2. Выявляются продуктивные семьи, и от них выводятся матки для семей пасеки.

3. Исключается близкородственное спаривание. Племенное ядро отцовских семей каждые 2- 3  года меняется за счет обмена с другими пасеками. Обмен надо делать на семьи с достоверно качественными признаками.

4. Трутней выводить только в отцовских семьях. В рядовых семьях трутневый расплод уничтожается. Чтобы рядовые семьи не закладывали у себя трутневый расплод, им передают его на воспитание из отцовских семей.

5. Исключается межпородное скрещивание, метисы первого поколения могут показать хорошие качества, но гетерезис не закрепляется в последующих поколениях. Могут появиться популяции  высокой злобливости.

     При массовом отборе семей, не следует делать ежегодную смену маток, надо удлинить срок  проверки их качества. Только маток с явно плохими показателями, следует заменять в первый сезон.

      Работа по выводу качественных маток начинается с выбраковки запечатанных маточников. Более качественные матки выходят из крупных, правильной формы маточников. В ячеистых маточниках из светлого воска, развиваются более качественные матки. Одним из факторов, влияющих на качество матки, является размер яичка (т.е. от количества отложенных в него запасов питательных веществ). Матка может иметь много питательных веществ, при качественном кормлении пчелами свиты. Если пчеловод, для стимулирования яйцекладки применяет подкормку сахарным сиропом, то матка не получит качественного питания.  Пчеловод при выводе маток должен помнить утверждение -  мёд рождает мёд.


 
       
на сайте на Народ.Ру на Яндексе


 

Главная    Пасека    Статьи    Форум    Soft Free    Сайты    Фото    Видео    Новости    Контакты            Powered by «Мини-Сайт»

Hosted by uCoz